| ||||||
|
| |||||
Коррекционная работаРазвитие слухового восприятия и формирование произношения глухих и слабослышащих учащихся является одной из ведущих задач специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения I-II видов.
Единая система работы по развитию слухового восприятия слабослышащих обучающихся, воспитанников охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование умений и навыков восприятия речи, музыки, различных неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающейся в процессе работы слуховой функции.
Для организации и координации этой работы в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей создаётся слуховой кабинет.
Учителя-дефектологи слухового кабинета: Овчинникова Валентина Семёновна курирует работу с глухими учащимися. Ветеран труда Российской Федерации, Почетный работник общего образования РФ, имеет медаль «За доблестный труд», 2 почётные грамоты АПН СССР, Министерства образования Российской Федерации работает в школе с августа 1966 года, с 1978 года является заведующей слуховым кабинетом.
Говорова Ирина Викторовна курирует работу со слабослышащими учащимися. Окончила дефектологический факультет Ленинградского педагогического института имени Герцена в 1991году, имеет почетную грамоту Министерства образования РФ.
Основные цели и задачи коррекционной работы.
Система коррекционной работы в школе подчинена формированию устной речи (её восприятия и воспроизведения) как фактора полноценного развития детей с недостатками слуха, наиболее полной их социальной адаптации. 1.Обеспечение нормальных условий для образовательного процесса: u наличие специальных кабинетов для проведения индивидуальных и групповых занятий по развитию восприятия речи на слух и коррекции произношения; u оснащение всех кабинетов электроакустической аппаратурой коллективного и индивидуального пользования; u оснащение учебными программами; u оснащение наглядно-дидактическим материалом, учебниками и методическими пособиями; u осуществление систематической связи с детским Краевым сурдоцентром по вопросам слухопротезирования учащихся; u бинаурально слухопротезировано 113 учащихся (65,6%), остальные учащиеся – моноурально; u наличие у 150 учащихся (87,2%) индивидуальных ушных вкладышей. 2. Совершенствование знаний психологии глухих и слабослышащих детей, методики формирования устной речи и развития слухового восприятия: u психолого-педагогический семинар; u школа молодого специалиста; u всеобуч для родителей; u МО учителей ФП и РСВ; u посещения уроков и занятий, их анализ и рекомендации по улучшению деятельности педагогов для выполнения слухо-речевого режима (совместная работа воспитателей и учителей ФП и РСВ); u консультации в слуховом кабинете; u подготовка речевых выступлений детей к праздникам, внеклассным мероприятиям и т.п.; u систематическое проведение собеседования по самообразованию по овладению педагогами специфическими методами и приёмами работы.
3.Работа педагогов по выполнению слухо-речевого режима школы: u систематическое осуществление всеми педагогами школы строгого контроля за всеми сторонами устной речи учащихся с привлечением сохранных анализаторов; u наличие в личном деле каждого учащегося слухо-речевого дела, отслеживание результатов по ФП и РСВ с 0 кл. по 11 кл.; u наличие в каждом классном журнале и на учительском столе профилей произношения учащихся класса с указанием дежурных и контрольных звуков, других сторон речи, слухового режима у слабослышащих учащихся; u наличие на партах контрольных звуков каждого ученика; u наличие в каждом классе уголков техники речи; u наличие разговорников в общественных местах (раздевалка, столовая, мастерские, библиотека, медпункт, спортивный зал и т.п.); u ведение фонетических дневников учащихся для индивидуальной работы по ФП и РСВ; u пополнение педагогами, ведущими индивидуальные и групповые занятия систематизированного наглядно-дидактического материала по разделам: звуки речи, работа над словом, над фразой, над другими сторонами речи, по развитию слухового восприятия в соответствии с недельным планированием; u наличие тетрадей передачи слуховых аппаратов;
4. Контроль за деятельностью педагогов по ФП и РСВ: u проведение контрольных работ по развитию слухового, слухо-зрительного, зрительного восприятия два раза в год (в конце первого полугодия и в конце учебного года) у учителей, ведущих индивидуальные занятия, воспитателей и учителей-предметников; u проверка внятности речи каждую четверть у вновь прибывших учащихся, у учащихся, занимающихся по программам 8 вида, а также у учащихся, индивидуальные занятия с которыми проводят педагоги, имеющие небольшой опыт работы с целью контроля за состоянием работы по ФП и своевременным оказанием помощи; u проверка внятности речи всех учащихся в конце учебного года во время устных контрольных работ по развитию речи и при традиционной проверке внятности с помощью четырёх комплектов слов, сбалансированных по методике Э.И. Леонгард.
Результатом проводимой по овладению педагогами специфическими приёмами работы могут служить качественные показатели состояния внятности речи учащихся школы и развития речевого слуха. Норма внятности речи - 80%. Норма слухового восприятия для слабослышащих учащихся -80%, для глухих -60%. Норма слухо-зрительного и зрительного восприятия для глухих учащихся – 80%.
Средний % разборчивости речи учащихся по годам.
Средний % развития слухового восприятия за три года.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |